Детская агрессия и Институт семьи Dr.Gelber

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей д/ш возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Выделяют множество факторов, влияющих на её появление:

  • стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека)
  • повсеместная демонстрация сцен насилия
  • нестабильная социально-экономическая обстановка
  • индивидуальные особенности человека
  • социально-культурный статус семьи


Можно с уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия – вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

  • если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
  • показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действует довольно эффективно.
  • установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.
  • предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
  • обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Итак, уважаемые родители:

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно.
  • Слушайте своего ребенка.
  • Проводите с ним как можно больше времени.
  • Будьте внимательны – внимательно повторяйте то, что услышали от ребенка, для того, чтобы быть уверенным в том, что вы не ошиблись, переспрашивайте, правильно ли вы поняли ребенка. Если вы внимательно слушаете, это не означает, что вы с ним согласны.
  • Делитесь с ребенком своим опытом, рассказывайте о своих детских поступках, промахах, неудачах, если в семье несколько детей, то постарайтесь уделять время каждому.
  • Следите за собой, особенно в минуты нахождения под влиянием стресса. Не прикасайтесь к ребенку, когда вы злы, безопаснее отослать его в другую комнату, если это не возможно, тогда уйти должны вы. Если ребенок маленький, то выйдите на площадку, чтобы ребенок вас видел.
  • Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии (говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях), например, «Я очень расстроена, хочу побыть одна, поиграй у себя в комнате…».
  • В те минуты, когда вы расстроены, сделайте что-нибудь приятное, что немного успокоит вас. 
  • Двигайтесь медленно, говорите медленно, не делайте резких движений. Эмоции увеличивают выброс адреналина и риск того, что вы выйдите из себя. 
  • Пресекайте будящие злость мысли, заменяйте их внутренней речью, направленной на самоуспокоение. «Я совсем измоталась, мне нужна передышка».
  • При необходимости устраивайте таймаут (объяснив ребенку, что такое таймаут в неконфликтной обстановке). Когда вы во время таймаута удаляетесь необходимо использовать время, чтобы успокоится или разрядиться. Не в коем случае во время таймаута не решайте проблемы. Основная цель таймаута – преодоление приступа злости. Говорите и думайте о себе, избегайте обобщений и обвинений. Нападки на других только усиливают приступ злости, а направленная на детей резко сказывается на самооценке ребенка, так как ссора уже закончилась, а обидные слова долго будут оставаться в памяти и влиять на поведение ребенка. Необходимо придерживаться сути дела.
  • Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые может вызвать ваш гнев (не давайте ребенку играть с теми предметами и вещами, которые дороги вам, умейте предчувствовать состояние гнева, срыва, не доводите до этого).
  • К особо важным событиям готовьтесь заранее, чтобы предусмотреть возможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.
  • Изучайте силы и возможности ребенка.


Источники:


1. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых.Спб.-М., 2002.
2. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Спб., 2000.
3.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. 
4. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность
5. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Р-н-Д, 2003.

9 Ноябрь 2017
Подробнее
Ребенок и телевизор

Движущаяся картинка, как ползающий по листу жук или как вертящаяся игрушка «юла», вызывает изумление и желание потрогать, попробовать. Любознательность плюс богатое воображение ребенка 3-5 лет — вот благодатная почва для того, чтобы «заразиться» чем-то новым. В этом возрасте дети впервые знакомятся с простыми сюжетами и уже знают, что даже самая короткая история будет иметь продолжение. Когда родители оттаскивают детей от телеэкрана, те просто хотят узнать, чем все закончится. В психологии известен эффект «незавершенного действия». Упрощенно и в приложении к телевидению он звучит так: «Все хочется узнать и досмотреть до конца». А если это не получается, ребенок испытывает дискомфорт, начинает сам фантазировать на тему «прерванного сюжета», не может сосредоточиться на других делах, капризничает.

Как сделать просмотр ТВ совместным действом?

В основе детского интереса лежит только непроизвольное внимание. Детям 4 лет трудно специально отслеживать развитие сложного или длинного сюжета, а также поведение и мотивы нескольких персонажей. Если вы сидите рядом, у вас есть шанс научить своего малыша «все видеть и все слышать», правильно интерпретировать поступки героев.

Произвольное внимание, способность следить за развитием сюжета формируются к 6-7 годам. В этом возрасте малыш уже часто смотрит телевизор без тебя. Но не забывайте поговорить с ребенком после программы. Ему польстит, что к нему обращаются как  ко взрослому и что ему есть чем удивить таких больших и умных папу и маму. А главное — вы будете знать, что именно ребенок смотрел, и что он из этого понял.

Так уж получилось, что наши дети растут при включенном телевизоре, пока мы работаем или отсыпаемся по выходным. Такие программы, как «Улица Сезам» или «Смешарики», как раз и показывают в утреннее время, пока мамы и папы спят. Эти передачи рассчитаны на детей, с которыми нет рядом взрослых. Вот почему программы предельно просты и понятны малышам. Они учитывают их уровень понимания, чувство юмора и предметную область — игрушки, еда, проблемы, страхи и восторги. Да и по времени содержательные сегменты программ, по 1-5 минут, не позволяют ребенку устать, при этом удовлетворяют его потребность в новой информации.

Как же без скандала установить квоту на телевизор?

Расскажи малышу простую историю про обезьянку, которая любит апельсины, но каждый раз, когда она съедает слишком - много, у нее болит живот. Ей нужно научиться правильно, питаться! В апельсине 9 долек. Первую дольку едим в понедельник, вторую — во вторник, третью — в среду четвертую — в четверг, пятую — в пятницу. А в выходные можно и по две дольки! Одна долька — это полчаса. К 7 годам она может «вырасти» и до часа. Обезьянка кушала по этой схеме и выросла здоровенькая и очень умная!

1 Ноябрь 2017
Подробнее